среда, 6 февраля 2013 г.

начало армянского театра

От народного театра, даже если им руководит профессионал, обычно не ждут большого уровня игры и высокого сценического мастерства, - и здесь самодеятельные актеры с первой постановки взяли высокую планку. Конечно, не всегда удавалось проводить репетиции в хотя бы сносных условиях, актеры на сцене - ребята в обычной жизни заняты своими рутинными делами: учеба, работа, у некоторых - дом и семья. С самых первых шагов Ангин пришлось выслушать много необнадеживающих прогнозов: пьесе, сыгранной пусть даже великолепно, но на армянском языке прочили неуспех, а армянскому театру, практикующему подобные армяноязычные постановки - неудачу. Но 25 апреля Ангин победила - даже те, кто не знал армянского языка вовсе, реагировали адекватно и живо на реплики, звучавшие со сцены. И если верить, что первый блин всегда получается комом, то 'Ктак' - счастливое исключение из этого правила. Иначе и быть не могло: сюжет на одну из вечных тем, дважды испытавший на себе талантливую творческую обработку - сначала драматурга, а затем режиссера, - стал той точкой, с которой начал отсчитывать метроном такты движения вверх на театральный Олимп молодых актеров.

Так или иначе, все новое - это хорошо забытое старое. И постановка пьесы 'Ктак' армянского драматурга Геворга Геворгяна на краснодарских подмостках была принята зрителями на удивление восторженно. Избалованная современными эстрадными звездами, и пресытившаяся армянскими концертами публика шла на спектакль, как на что-то новенькое, необычное - и получила не только новизну, но и самобытность.

В свое время среди армавирцев особой популярностью пользовалась самодеятельная армянская театральная труппа. Ее создателем и художественным руководителем был А.К. Гюльназарян, окончивший армянское отделение Бакинского театрального училища. Репертуар этого коллектива был богатым: 'Аршин Маладан', 'Амаст', Дядя Багдасар', 'Пепо', 'Пылпуш' и др. Высокую оценку игры актеров дал народный артист СССР Ваграм Папазян, который неоднократно приезжал в Армавир на гастроли и принимал участие в отдельных постановках местной армянской театральной труппы. При этом следует отметить, что в регионе был только один полноценный 'Армянский передвижной театр', базирующийся в Краснодаре. Однако из-за отсутствия постоянного помещения для репетиций и подготовки декораций он имел массовые простои. Последнее упоминание о нем относится к 1940 году. Позже, в подшивке районной газеты Армянского района Краснодарского края 'Коммунар' за 1947 год, встречается заметка, где говорится, что 'коллектив учителей Кушинской средней школы организовал кружок художественной самодеятельности, который часто выступает перед избирателями'. На одном из художественных вечеров, посвященном выборам в Верховный Совет РСФСР, кружок поставил спектакль на армянском языке 'Ашхари датастан'. 'В художественной самодеятельности активное участие принимали агитаторы тт. Захарян, Парталян, Мадилян, Гайтян, Торосян, Хастян', - пишет газета.

Со второй половины XIX века на Кубань из разных городов Кавказа приезжали профессиональные армянские творческие коллективы и деятели национальной культуры. Знаменитая армянская Тифлисская драматическая труппа под управлением О. Абеляна и режиссерством А. Арменяна в 1904 году ставила в Армавире спектакли 'Коварство и любовь', 'Разбойники и Трильбы', 'Отелло'. В Екатеринодаре этот театральный коллектив гастролировал дважды - 5-6 мая 1911 года и 16 мая 1913 года.

У всего есть свое начало: армянский театр в истории Кубани - не новость. Развитие национально-театральной деятельности началось в городе Армавире Краснодарского края еще в 80-е гг. XIX века. В 1888 году в доме некоего Аламяна с большим успехом прошел спектакль 'Война Вардана'. В этом же году учителя армянских школ Армавира ставят еще две театральные пьесы, доходы от которых они передают в фонд строительства национальной библиотеки. В январе 1894 года местные любители в зале армавирского общественного собрания, так же с благотворительной целью, сыграли в спектаклях 'Пепо' и 'Ночное чихание впрок'. В 1907 году в Армавире по инициативе И.Болотина, М.Джишитова, А.Мелик-Капланова, Т.Улубекяна и А.Яковлева было организовано 'Общество любителей драматического искусства', которым в 1910-1912 гг. ставились спектакли 'Аслан Баласи' с участием знаменитого армянского артиста Шаэна, 'На пороге новой жизни' - по одноименной драме М. Апиняна, водевиль Парнакеса '200000'.

Желающих посмотреть спектакль на армянском языке было по меркам большого города немного, но те, кто пришли в актовый зал Центра национальных культур, по достоинству оценили дебют молодых актеров из народной театральной студии, руководит которой профессиональный режиссер и приветливый открытый человек Ангин АНТОНЯН.

Столь значительного события в жизни краснодарской армянской диаспоры не было давно - с конца сороковых годов прошлого века.

Маштоц: независимый информационно-научный портал, Краснодар

Комментариев нет:

Отправить комментарий