воскресенье, 10 февраля 2013 г.

церковь покрова на нерли портальная стенка

этим годом датировали постройку Михаило-архангельской церкви. 7) Позднее ремонтные работы производились в 1785 г. (возобновление росписи и установка железных крестов над куполом и алтарём) и несколько раз после наполеоновского нашествия - в 1820-х, 1836 и 1851 гг. 8) В 1833 г. с юго-западной стороны к церкви был пристроен придел Бориса и Глеба, ныне не существующий.

Церковь архангела Михаила. По В. Гондиусу

        6) В конце прошлого столетия в архиерейских покоях хранился антиминс, выданный в ноябре 7221 (1713) г. смоленским и дорогобужским митрополитом Сильвестром на освящение церкви "чуда архистратига Михаила" (Писарев С. П. Указ. соч., с. 34).

        _________

ский период, после осады Смоленска в 1634 г. Это базируется не на прямых указаниях источников, а на разного рода косвенных соображениях. В данной связи принято говорить о вероятности повреждения храма во время сражения, ссылаясь на изображение церкви на гравюре В. Гондиуса, где верх её, как, впрочем, и других церквей, показан в полуразрушенном виде, с растущими на сводах деревьями (рис. 79). О возможной перестройке в середине XVII в. говорит и посвящение одного из приделов церкви архангела Михаила Алексею человеку божию - патрону царя Алексея Михайловича. Из более поздних известий следует особо выделить сообщение об освящении церкви в 1713 г.6) Переосвящение, по-видимому, было связано с большими строительными работами, ибо в конце XVIII в.

Церковь архангела Михаила

        5) Разные авторы пытались сузить хронологические рамки предполагаемого строительства церкви. Н. М. Карамзин считал, что церковь возведена после 1195 г. (Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1, т. III. СПб., 1842,. с. 62). С. П. Писарев предложил датировать её 1194 г. (Писарев С. П. Указ. соч., с. 35). И. И. Орловский, исправляя очевидную ошибку в рукописи Михаило-Златоверхого монастыря, реконструировал приведённую там дату как 6696, т. е. 1188 г. (Орловский И. И. Борисоглебский монастырь в Смоленске на Смядыни и раскопки его развалин. - СС, 1909, вып. I, ч. 1, с. 226). Н. И. Брунов во всех своих работах датировал церковь 1191-1194 гг. М. К. Каргер, анализируя различные версии, пришёл к выводу о равной бездоказанности всех предложенных уточнений датировки церкви архангела Михаила (Каргер М. К. Зодчество древнего Смоленска. Л, 1964, с. 77-78).

        4) Ипатьевская летопись (ПСРЛ, II, 703-704).

        3) В документе 1610 г., в котором перечислены сохранившиеся церкви, это церковь названа "Михайлово чудо" (АИ, 1841, т. II, с. 174).

        2) Происхождение этого названия не установлено. По одной из версий, церковь так называлась по имени пристроенного к ней в 1733 г. придела Александра Свирского (Михайлов И. Статистическое обозрение губернского города Смоленска. - ЖМВД, 1838, т. XXVII, с. 180-21 6). Источники конца XVIII в. приводят, однако, другие наименования престолов. На этом основании С. П. Писарев предложил другое объяснение названия церкви; согласно ему, слово "Свирская" происходит от Северских земель, к которым шла дорога через Смядынь и откуда, возможно, пришла княжеская дружина (Писарев С. П. Княжеская местность и храм князей в Смоленске. Смоленск, 1894, с. 50-52). Толкование Писарева представляется малоубедительным.

        1) Автор главы С. С. Подъяпольский.

        _________

        Последующая история памятника известна нам лишь в самых общих чертах. Обычно в литературе указывают на перестройку церкви в поль-

        Уже первое летописное известие о церкви говорит нам если не об исключительности её архитектурного облика, то во всяком случае о необычайном богатстве внутреннего убранства. Под 1197 г. в связи с сообщением о смерти князя Давида Ростиславича в летопись включено похвальное слово усопшему князю, содержащее отрывок: "Сам бо (князь Давид Ростиславич. - С. П.) сяков обычай имееть - по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена". 4) Свидетельство летописи о возведении церкви князем Давидом Ростиславичем позволяет определить хронологические рамки, в которые укладывается её постройка - между 1180 и 1197 гг. 5)

        Церковь архангела Михаила - наиболее известный из памятников зодчества древнего Смоленска. Расположена она на западной окраине современного города, у края холма, возвышающегося над поймой Днепра (рис. 78). В позднее время церковь стали называть Свирской. 2) Древнее же её название, по-видимому, церковь чуда архистратига Михаила. 3)

Русский город выражает огромную признательность Олегу Захаренкову за предоставленный отсканированный и вычитанный текст.

OCR Олег Захаренков по книге Н.Н. Воронин, П. А. Раппопорт. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Ленинград, "Наука", ленинградское отделение, 1979 г.

Церковь архангела Михаила 1)

Н.Н. Воронин, П. А. Раппопорт

Н.Н. Воронин, П. А. Раппопорт. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Церковь архангела Михаила

Комментариев нет:

Отправить комментарий